Мы не стремимся создать полицейское государство — Вячеслав Медяник о системе тотального видеонаблюдения

Мы не стремимся создать полицейское государство - Вячеслав Медяник о системе тотального видеонаблюдения

Законопроекты, противоречащие позиции ЕС, в Верховной Раде даже не регистрируют, говорит Медяник

Законопроект не связан с мобилизацией, к тому же на его принятие понадобится минимум пол года, говорит депутат

Проект закона о видеомониторинге, недавно поданный в парламент, в соцсетях уже назвали попыткой создать полицейское государство с тотальным контролем над гражданами. Инициаторы законопроекта считают, что для обеспечения безопасности граждан и экономических интересов государства нужно двигаться именно в предложенном депутатами направлении.

«Інформатор» поговорил с инициатором законопроекта «О единой системе видеомониторинга состояния публичной безопасности», заместителем председателя Комитета ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности Вячеславом Медяником («Слуга народа»).

Нардеп Вячеслав Медяник отмечает, что на сегодняшний день многое из того, о чем идет речь в документе, в Украине уже существует. Но для того, чтобы все работало в нормальных законодательных рамках с точки зрения европейской имплементации законодательства, нужно привести в порядок все эти рабочие моменты.

“Например, у человека что-то случилось на улице, например, украли телефон. Он сразу обращается в полицию. Там ему говорят: дайте место, где это произошло. После этого полиция идет к владельцам магазинов, где есть камеры, или в «Безпечне місто». То есть происходит одно и то же. И мы хотим все легализовать”, – говорит депутат.

По его мнению, важно и то, что человек, который получает доступ к этой информации, будет нести ответственность. А сегодня мы не застрахованы от того, чтобы любое лицо может получить информацию с камер или других мест и распространять ее.

“То, что мы стремимся сделать, многие воспринимают как попытки вмешиваться в частную жизнь. Но подумайте: когда вы подходите к банкомату или паркомату – там уже установлены камеры. Их владельцы видят, кто снимает деньги. И если вдруг случится так, что карта крадена – человек будет идентифицирован. В этом же нет секретов каких-либо. Было много скандалов, когда детективы снимали людей во время наблюдения и использовали информацию. Но ведь это неправильно. Если хотите получить информацию по человеку, перемещению его авто – сделайте официальный запрос. И тогда полиция или владельцы камер будут понимать, кто делал запрос. Также мы хотим произвести автофиксацию нарушений, например проезда на красный свет”, – подчеркивает парламентарий.

Вячеслав Медяник утверждает, что реализация законопроекта не требует существенных дополнительных финансовых затрат. В качестве примера он приводит программу «Безпечне місто», которая действует в Днепре. Та же патрульная служба имеет к ней доступ – и с этим нет вопросов. Программа финансируется по городу, поэтому полиция ничего дополнительно вкладывать не будет.

“Но нужна максимальная легализация его деятельности. Ибо, например, бывают случаи, когда при раскрытии правонарушений преступники интересуются: а была ли данная камера официально ввезена в Украину, проходила ли сертификацию. То же, как и с алкотестерами, которые используют для обнаружения нетрезвых за рулем или аппаратами контроля скоростного режима. Они завозятся в Украину официально и проходят сертификацию – которую через некоторое время необходимо проводить повторно. И находились люди, которые делали запросы – когда истек срок действия сертификации. В результате приходилось аннулировать протокол”, – делится инициатор законопроекта.

Он уверен – сегодня существует реальная угроза того, что системы видеонаблюдения, например, установленные в частных домах или предприятиях, могут быть сломаны. И информация из них окажется у неприятеля. Это может привести к ужасным последствиям – такое случалось. Поэтому нужно все это правильно имплементировать, чтобы не было нарушений норм.

Например: началась война – сразу выключили камеры и систему автофиксации скорости автомобилей по Харьковскому, Донецкому и Запорожскому направлениям. Зачем? Чтобы в системы не вмешались другие силы и не было слива информации. Потому что они государственные: власти достаточно нажать кнопку.

А с частниками такого нет. Поэтому до сих пор ищут диверсантов, которые устанавливают камеры на железной дороге, пропускных станциях, других режимных объектах – они это делают для того, чтобы снимать информацию, когда, например, проходят поезда.

Поэтому надо все это правильно имплементировать. Сегодня мы находимся на пороге Евросоюза. И должны понимать: если бы ЕС не поддерживал ряд наших законопроектов – их бы даже не регистрировали. А здесь ситуация другая. Когда мы приезжаем в Европу, мы видим, что там снять что-то на камеру просто так почти невозможно. Существует государственный контроль. Это может нарушить как государственную целостность, так и военную тайну или частную жизнь людей. Потому мы на правильном пути. Просто люди воспринимают некоторые вещи как то, что мы стремимся создать полицейское государство. Нет – это попытка создать безопасную страну для всех нас”, – говорит Вячеслав Медяник.

Закон примут (или нет) еще не скоро

Что касается связи законопроекта с мобилизацией украинцев, то он советует понимать, что на принятие этого закона понадобится минимум пол года – еще нужно пройти подкомитет, затем Комитет, далее первое чтение в Верховной Раде – набрать 226 голосов. После этого у нас будут две недели для подачи поправок и предложений. Потому связи с мобилизацией, по словам автора проекта, здесь нет никакого.

Что касается упреков в том, что нормы закона позволят использовать их для давления на политических или бизнес-оппонентов и конкурентов. Вячеслав Медяник задает вопрос: а что мешает сейчас посадить людей со скрытыми камерами и следить за человеком?

“Даже в программе «Безопасный город» присутствует человеческий фактор – к ней могут иметь доступ те, кто совсем не имеет этого отношения. С точки зрения сегодняшнего законодательства доступ могут иметь все. Достаточно связей, знакомств или ресурсов. И такие скандалы были в Киеве – когда за депутатами прошлого созыва велись слежки. Мы же хотим сделать так, чтобы человек, получающий там информацию, оставлял за собой след. Зашел – уже засветился и отвечаешь. Чтобы это не было свободным рынком”, – сказал депутат.

Он признается, что многие законопроекты, которые они подавали с коллегами, нарабатывались вместе с Министерством внутренних дел, профильными органами центральной власти.

“Инициатива была общая. Мы отрабатывали все риски. Понимаем главное: страна находится в стадии войны, поэтому нужно быть очень аккуратными с инициативами. И потому мы сейчас продвигаем наши наработки из МВД. Ни мы, ни они это не скрываем. Этот и другие законы действительно нужны украинцам. И потому будут работать десятилетиями после принятия”, – резюмирует Вячеслав Медяник.

Игорь Темин

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *