Пятая миссия МВФ стартовала

Пятая миссия МВФ стартовала

Фонд начал миссию пятого пересмотра программы финансирования Украины. Какие условия мы должны выполнить и когда и сколько денег получим?

МВФ приступил к миссии для пятого пересмотра программы расширенного финансирования EFF. Это позволит Украине привлечь 1,1 млрд. долл. этой осенью. Что мы должны сделать, чтобы получить эти средства?

Миссия на миллиард

МВФ начал очередной – пятый пересмотр программы EFF. Это четырехлетняя программа фонда по механизму расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF), в рамках которой Украина должна получить кредит в размере 15,6 млрд.долл. Программа состоит из двух частей: срочное финансирование допобедыв войне; послевоенное восстановление. Этот заем является первым крупным пакетом, одобренным МВФ для страны, находящейся в активном конфликте.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что обсудил начало работы новой миссии с директором Европейского департамента МВФ Альфредом Каммером.

“Обсудили внедрение реформ и выполнение структурных маяков. Отметили прогресс в этом направлении. Украина системно работает с партнерами по обеспечению макрофинансовой стабильности. В частности, успешно реализует программу ЕС Ukraine Facility на сумму 50 млрд евро”, – заявил Шмыгаль.

Также стороны обсудили конфискацию российских активов, которые должны стать значительным ресурсом для поддержки Украины.

По результатам пятого пересмотра, Украина может получить 1,1 млрд.долл. осенью.

Известно, что в прошлом году Украина привлекла около 4,5 млрд.долл. В текущем году Украина уже получила транш от МВФ в размере 2,2 млрд долл. в рамках четвёртого просмотра программы.

После пятого пересмотра, по графику, Украину ждет еще два просмотра: шестой – в декабре текущего года – примерно на 1,1 млрд.долд. и седьмой – с 1 марта 2025 г. – примерно на 0,9 млрд.долл.

Новые и старые структурные маяки

Известно, что одним из требований к Украине была реструктуризация долгов. Егомы успешно выполнили.

За прошедшие два года кредиторы Украины соглашались приостановить выплаты по долгам. Однако 1 августа текущего года закончился мораторий на выплаты частным иностранным владельцам облигаций. Поэтому Украине нужно было договориться о реструктуризации. Не с первой попытки, но это было сделано. Произошло это в конце июля этого года.

Программа МВФ требовала завершения реструктуризации, чтобы обеспечить устойчивость долга Украины, это полезно для восстановления, потому что стимулирует частный капитал, – говорит Александр Охрименко, – президент Украинского аналитического центра.

Кроме того, соглашение о реструктуризации повысило репутацию Украины как заемщика. Именно поэтому МВФ настаивал на этом. Важно, чтобы кредиторы верили в то, что их средства вернутся к ним, иначе новых денег нам не дадут.

Также известно, что МВФ настаивает на повышении налогов.

Так глава миссии МВФ Гевин Грей считает, что Украине следует искать внутренние ресурсы. По его мнению, повышение налогов будет способствовать желанию доноров продолжать поддерживать Украину.

“Потребности в государственных расходах останутся значительными в среднесрочной перспективе, и, следовательно, прогресс в принятии налогового пакета повлияет на готовность доноров продолжать поддерживать Украину”, — сказал он.

Он отметил необходимость “какого-то увеличения налоговых поступлений” и сказал, что в Украине состоялись очень оживленные дебаты относительно налогового пакета.

Сейчас Украина работает над новым законом по налогам. Комитет Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал обновленную версию правительственного закона о повышении налогов №11416-д и рекомендовал народным депутатам принять ее в первом чтении.

Также известно, что в начале июля МВФ обнародовал обновленный Меморандум для Украины. Фонд добавил Украине два новых структурных маяка. Сейчас выполнено 23 из 37 маяков (пять выполнено с опозданием).

“Будет два новых маяка: реформа таможни до конца октября (закон об этом 6490 д уже принято в первом чтении) и отмена “поправок Лозового” (о закрытии досудебного расследования, если пропущены сроки) — тоже до конца октября”, — сообщил Ярослав Железняк первый заместитель председателя Комитета Совета Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

По его словам, среди требований для реформы таможни есть: запуск до конца сентября оценки эффективности антикоррупционной программы и опрос экспортеров и импортеров относительно уровня добродетели каждые два года; реформа кадровой политики и зарплат; развитие центров передового опыта; проверка таможенных документов в центральном офисе, а не в пунктах пропуска.

В свою очередь, Даниил Гетманцев, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики в колонке для Европравды отметил, что во время пятого пересмотра программы оценке будут подлежать количественные критерии на конец первой половины 2024 г. и структурные маяки на конец июля.

“Оценка будет производиться на основе обновленного меморандума об экономической и финансовой политике и дополненного набора структурных маяков”, — сказал он.

По его словам, в отношении структурных маяков Украине должны засчитать принятие закона о перезагрузке БЭБ (Бюро экономической безопасности Украины. – Ред.), который должен быть принят до конца июня (уже подписан президентом). Остается также постоянный критерий по капитализации государством системных банков и неучастию в капитале по отношению к другим банкам.

Также следует внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) до конца октября 2024 г. А именно: предоставить генеральному прокурору возможность делегировать САП управление запросами об экстрадиции и взаимной правовой помощи в связи с расследованиями коррупции; отменить обязательное закрытие досудебного расследования в связи с пропуском сроков после уведомления о подозрении и т.п.

По словам Гетманцева, содержание двух маяков модифицировано, а сроки их выполнения перенесены.

Во-первых, более четко выписаны задачи по разработке методологии оценки влияния налоговых льгот, включая их стоимость для бюджета с целью применения единого подхода в реформах (срок выполнения перенесен с конца июля на конец сентября 2024 г.).

Во-вторых, уточнена задача по анализу задолженности и оценке финансового состояния компаний теплокоммунэнерго на основе камеральной проверки авторитетной аудиторской компанией (срок перенесен с конца июня на конец октября 2024 г.).

Перенесен также срок выполнения еще одного маяка – с конца июля на конец декабря 2024 г. Речь идет о создании суда вместо ликвидированного ОАСК (Окружной административный суд города Киева).

Подытоживая, имеем: один маяк (перезапуск БЭБ) должен быть засчитан как выполненный до конца июня 2024 г.; три маяка (оценка налоговых льгот, обзор фискальных и квази-фискальных расходов государственных предприятий, внешний аудит НАБУ) – до конца сентября 2024 г.; пять маяков (изменения в УПК, изменения в Таможенный кодекс, разработка политики управления госсобственностью, анализ долгов ТКЭ, обзор среднесрочного бюджетного планирования) – до конца октября 2024 г.; четыре маяка (принятие правительственного постановления, которое будет усиливать связь между среднесрочным бюджетным планированием и капитальными расходами, подготовка механизмов оздоровления банков, введение методологии оценки рисков в сфере банковского надзора, создание суда вместо ликвидированного ОАСК) – до конца декабря 2024 г., один постоянный маяк (по капитализации – некапитализации банков).

“С точки зрения обязательств по реформам, не вижу каких-либо существенных проблем с прохождением пятого пересмотра”, — говорит Гетманцев.

По его мнению, у нас будет относительно прогнозиуемый пятый пересмотр в сентябре и очень плотный по объему взятых обязательств шестой пересмотр в конце 2024 г.

Виктория Хаджирадева

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *