Несмотря на санкции, введенные Западом в ответ на вторжение россии в Украину, москва продолжает получать рекордные доходы от экспорта нефти. Ежемесячный доход рф от экспорта нефти сейчас больше, чем до ее полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года. Об этом пишет Bloomberg.
Доходы россии от ее основных налоговых источников – нефтедолларов – почти удвоились в период с апреля по октябрь. Согласно расчетам Bloomberg, базирующимся на данных российского министерства финансов, но сглаживающих поступления от налога на прибыль, чистые доходы россии от продажи нефти в октябре составили 11,3 миллиарда долларов, что составляет 31% от общего объема чистых доходов бюджета страны за месяц. Это самый высокий показатель с мая 2022 года и превышает любой другой месяц за год до полномасштабного вторжения в Украину.
За первые девять месяцев 2023 г. отечественные и теневые владельцы флота совокупно перевезли более 70% российских нефтяных грузов, что позволило москве сохранить контроль над экспортом и постепенно повышать цены.
«Теневой флот» работает на россию
Как отмечает агентство, санкционное соглашение, призванное уменьшить финансирование военного нападения кремля на Украину, заключенное год назад, предусматривало ограничение цены на поставляемую морским путем российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель, что на 24 доллара ниже средней рыночной цены за последние 12 месяцев. Она способствовала прибыльному бизнесу для десятков трейдеров и судоходных компаний, которых трудно отследить. Согласно торговым данным, собранным агентством Bloomberg, с момента, когда нефть покидает россию, до момента, когда она попадает к покупателям, «испаряется» до 11 миллиардов долларов нефти в год.
Верхний предел цены был построен таким образом, чтобы не позволить компаниям стран «Большой семерки» предоставлять россии такие услуги, как транспортировка и страхование, когда нефть продавалась по цене свыше 60 долларов. В то же время, Европейский Союз запретил почти весь импорт нефти из россии, которая до этого момента была главным поставщиком блока, что привело к усилению сотрудничества Москвы с Китаем и Индией.
Отмечается, что план санкций был задуман как способ ограничить доходы россии от продажи нефти, не вызвав при этом скачка мировых цен на энергоносители. Побочным продуктом стало изменение финансовой архитектуры нефтяной и морской торговли.
«Теневой флот и альтернативы западному морскому страхованию не является чем-то новым. Иран использовал их годами. Теперь, когда их использует такой мощный производитель, как россия, они стали более распространенными», — рассказал старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, принимавшего участие в формировании предварительных санкций США против Ирана и россии, Эдди Фишман.
По его словам, если не будет согласованных действий по использованию этих некачественных альтернатив западным услугам, они будут расти и станут структурной особенностью мировой торговли нефтью.
Несмотря на то, что Запад пытается ограничить обходные пути для россии, в частности, власти Греции утверждают, что они бессильны предотвратить тайные судоходные операции, которые происходят неподалеку от побережья страны.
Испания, еще одна страна-член ЕС, смогла прекратить подобную деятельность в начале этого года, оставив Грецию — крупнейшего владельца нефтяных танкеров в мире — в качестве решающего исключения. Как пишет Bloomberg, работая в условиях ценового лимита, греческие суда в этом году перевезли больше российской нефти, чем их конкуренты из любой другой страны, кроме самой россии.
«Греческие владельцы смогли остаться в торговле – не нарушая правил ЕС – после того, как дипломаты страны успешно лоббировали в других странах-членах ЕС смягчение мер, которые в противном случае ограничили бы возможности грузоотправителей торговать с россией. Согласно данным судоходства, в 2023 году греческие суда перевезли 20% всех российских нефтяных поставок и около трети экспорта флагманской нефти марки Urals», — говорится в материале агентства.
Как долго это продлится – неизвестно. Но рост значения теневого флота очевиден: в 2023 году он перевез около 45% российской нефти.
Как реагируют на «теневой флот» на Западе
«Санкции имеют благие намерения. Но факт в том, что они в конечном итоге привели к тому, что большой флот устаревших танкеров работает вне досягаемости западных регуляторов, вероятно, с низкокачественной страховкой», — рассказал старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Бен Кехилл.
Это не осталось незамеченным, отмечает Bloomberg. С 12 октября Министерство финансов США наложило санкции на восемь нефтяных танкеров за нарушение ценового лимита, шесть из которых принадлежали российскому «Совкомфлоту», поддерживаемой государством государственной танкерной компании.
Власти США также направили письма операторам около 100 судов с просьбой предоставить информацию о потенциальных нарушениях ценовых ограничений. ЕС изучает возможность внедрения системы сообщений, которая потребует его разрешения на продажу или экспорт бывших в употреблении танкеров и сухогрузов. Это может осложнить для таких стран-членов, как Греция, продажа танкеров в теневой флот. Великобритания также наложила санкции на нефтетрейдера из Дубая из-за его непрозрачной структуры собственности.
Министерство финансов США заявило, что теперь оно хочет повысить расходы россии на доставку нефти.
«Мы будем внимательнее смотреть на верхний предел цены», — заявил советник президента Джо Байдена по вопросам энергетической безопасности Амос Хохштайн в интервью агентству Bloomberg.
Он добавил, что «казначейство США и другие» принимают меры, чтобы доходы москвы от торговли нефтью снизились после повышения цены на российскую нефть.
«Главный вопрос состоит в том, действительно ли США и их союзники хотят ограничить потоки российской нефти, что может привести к росту мировых цен на топливо — в год выборов для Байдена. Если нет, а именно так считают многие нефтетрейдеры и аналитики, то у москвы есть обходные пути, которые она может использовать: от своего теневого флота до поощрения западных поставщиков услуг закрывать глаза на потенциально ложные свидетельства трейдеров о цене, по которой они покупают нефть», – пишет Bloomberg.