Отечественный автопром умирает, и, если не принять срочных мер, скоро прикажет долго жить. «Апостроф» выяснял, возможно ли в принципе возрождение автомобилестроительной отрасли в Украине, и какие для этого нужно сделать шаги.

Украинская автомобилестроительная индустрия, которая еще десятилетие назад производила до полумиллиона автомобилей в год, создавала рабочие места и генерировала огромные платежи в бюджет, из-за ошибок или вредительства на государственном уровне близка к смерти.

Обвал производства автомобилей наблюдался в «лихие 90-е», что соответствовало общему тренду в отечественной экономике. Однако, в 1997 году был принят закон о стимулировании автомобильного производства в стране, что позволило улучшить ситуацию в отрасли. В период 1998-2008 годов в отрасль было инвестировано более 1 миллиарда долларов. Как рассказал нам заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО» Олег Папашев, благодаря налоговым преференциям для отечественных производителей и другим стимулам, «в период 2000-2008 годов общие объемы производства автомобильной техники в Украине выросли в 13 раз и составили в 2008 году 425,8 тысяч единиц». Кроме того, страна вышла на 12-е место (по сути, вернула позиции еще советского 1990 года) в Европе по объемам производства, а экспорт составил 77,4 тысячи единиц на сумму 88,7 миллиона долларов.

Кризис за кризисом

Однако «счастье» украинских автопроизводителей было недолгим. В 2008 стимулы для отечественной автомобилестроительной отрасли были отменены в связи с вступлением Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). В том же 2008 году грянул мировой финансовый кризис, в результате которого произошел обвал национальной экономики (на 2,2% в 2008 году и на 15% в 2009 году).

Помимо того, что курс доллара к гривне в результате кризиса вырос почти вдвое, что, с одной стороны, увеличило стоимость автомобилей, а с другой, — снизило покупательную способность населения, банки практически перестали выдавать займы на покупку авто, опасаясь, что большинство из них станут невозвратными. «За период 2008-2012 годов рынок автотранспортных средств сократился вдвое, а доля национального производства сократилась с 50% до 11%. Производство автомобилей и автобусов сократилось в 5,5 раза», рассказывают нам в Ассоциации автопроизводителей Украины (Укравтопром).

Последний удар — фактически, «контрольный выстрел» в сердце автопрома страны — нанесло правительство Яценюка-Гройсмана, которое решило очистить ЕС от автомобильного хлама и превратить Украину в общеевропейскую свалку старых автомобилей. Печально известные «евробляхи» не только обвалили автопром и повисли камнем на шее рынка новых авто, но и создали проблемы для украинской экологии на десятилетия.

Доля отечественных машин на внутреннем рынке в 2014 году составляла 28,2%, а в 2018-м – всего 10%, доля автотранспортных средств, изготовленных «по технологии полномасштабного производства, сократилась с 11% в 2014 году до 1,9% в 2018 году». «По итогам шести месяцев текущего года их доля составила 1%», — привели неутешительные данные в Укравтопроме.

Если говорить о легковых автомобилях, то доля импорта в этом сегменте в последние годы составляет около 90% (в 2019 году она выросла до 93%).

Это и неудивительно – ведь в 2018 году в Украине было произведено всего 6623 автомобиля.

Таким образом, полномасштабное производство легковых автомобилей остановлено. Не работают ЗАЗ, новый завод по производству легковых автомобилей корпорации «Богдан». Завод «Еврокар» работает исключительно по технологии крупноузловой сборки. Ненамного лучше состояние и предприятий, которые производят грузовики и автобусы – уровень использования их производственных мощностей составляет 2-4%». При этом ряд предприятий либо обанкротились, либо находятся в стадии ликвидации.