Миллионы наших соотечественников находятся за границей в качестве беженцев. Некоторые страны продолжают безоговорочную поддержку украинцев, а некоторые сокращают выплаты и не готовы принимать новых мигрантов. Что говорят в ЕС
Директор Агентства ЕС по вопросам убежища (EUAA) Нина Грегори сообщает, что в странах Европы на сегодняшний день находится более 4,1 миллиона украинских искателей убежища.
Она заявила, что количество беженцев из Украины продолжает расти. К концу октября было зарегистрировано 4,16 миллиона украинцев, пользующихся там временной защитой, что на 320 тысяч больше, чем в январе 2023 года.
Больше всего беженцев из Украины зарегистрировано в Германии, где к началу октября находилось около 1,17 млн украинцев. На втором месте Польша, где зарегистрировано 957 тысяч украинцев.
Кроме того, Европейский союз 19 октября официально продлил срок действия механизма временной защиты для украинских беженцев до 4 марта 2025 года.
Грегори заявила, что продление ЕС схемы временной защиты для украинских беженцев еще на один год «является сильным сигналом того, что ЕС остается преданным защите убегающих от жестокого и незаконного вторжения».
Таким образом, граждане Украины, которые спасаются от войны за границей, смогут пользоваться согласованным набором прав в Евросоюзе. В частности, говорится о:
- доступе к жилью;
- доступе к рынку труда;
- медицинской помощи;
- образовании для детей.
Также Европейская комиссия приняла решение выделить более 65 миллионов евро из Фонда миграции и интеграции для поддержки Болгарии, Чехии, Польши и Румынии в принятии лиц, ищущих убежище в результате российской агрессии против Украины.
Что изменится для беженцев в 2024 году
Впрочем, некоторые страны урезают помощь беженцам. Например, в Германии с 2024 года планируется сокращение выплат всем беженцам, включая украинцев. Право на социальную помощь будет доступно только после трех лет получения урезанной помощи, а не через полтора года, как это было до сих пор. Также будет активно стимулироваться поиск работы, и получателям финансовой помощи по безработице придется регулярно сообщать о своих усилиях по поиску работы.
Чехия также намерена сократить срок бесплатного размещения беженцев со 150 до 120 или даже 90 дней. Также может измениться порядок отнесения украинских детей в учебные заведения: планируется отказаться от создания для них специальных классов. Вместо нескольких отдельных видов денежной помощи теперь украинцы получают только единую выплату (от 150 до 160 долларов на человека).
Ирландия планирует ограничить бесплатное государственное размещение украинских беженцев до трех месяцев и может рассмотреть сокращение социальных выплат. Правительство страны уже приняло решение, согласно которому нынешняя ставка в размере 220 евро в неделю снизится до 38,80 евро за период пребывания украинцев в государственном жилье.
В Польше предоставляют временную защиту на один год с возможностью ее продлить. С ней беженцы получают код PESEL, позволяющий получать социальную помощь и медицинские услуги, а также трудоустроиться и обучаться. С марта этого года статус PESEL UKR – обязателен. На его получение предоставляется 30 дней со дня приезда. Что касается выплат, то в октябре тогдашний представитель польского правительства Петр Мюллер заявлял, что страна будет постепенно отменять предоставление финансовой помощи беженцам из Украины в 2024 году, поскольку принятое ранее решение временное. Однако новое правительство не выносило об этом никакого решения.
Внимание к вынужденным внешним мигрантам уменьшается, говорит эксперт Института демографии и социальных исследований имени Птухи НАНУ Алексей Позняк в интервью Украинскому радио. Энтузиазм по отношению к нашим гражданам у принимающих стран уменьшается.
«Также еще в начале нашей вынужденной миграции звучали голоса мигрантов из других, неевропейских государств, мол, «украинцам – все, а другим мигрантам – ничего или очень мало». И сейчас эти голоса также звучат все чаще и чаще. То, что внимание к нашим мигрантам сокращается – это объективный процесс как по причинам уменьшения энтузиазма, так и из-за немалых средств, которые тратят страны, принимая наших сограждан»,– говорит Позняк.
Как вернуть людей
«Мы должны, как государство, иметь стратегию возвращения украинцев домой, которая обеспечит необходимые условия для этого. Наша цель — убедить их, что мы их ждем, с их новым опытом, знанием иностранных языков, квалификациями, полученными за границей во время войны. Мы ждем наших граждан, потому что они необходимы стране, чтобы возродиться», — подчеркнула в ходе форума Human Capital Forum министр экономики Украины Юлия Свириденко.
Она отмечает, что четыре фактора определяющие в этом процессе: безопасность, доступ к работе и предпринимательству, возможность учиться и развиваться, гарантии обеспечения жильем. Каждое из профильных министерств разработало и уже реализует ряд программ по каждому из этих направлений.
А пока Международный валютный фонд прогнозирует, что около 2 миллионов украинских беженцев навсегда останутся за границей после окончания войны с Россией.
«Мигрантам нужно время, чтобы вернуться в Украину. Таким образом, мы ожидаем лишь небольшой чистый приток в следующем 2024 году», – отметила сотрудница МВФ Сана Надим.
По данным МВФ, к концу прогнозируемого периода (до 2027 года) «пройдет чистый негативный отток двух миллионов человек в отношении довоенного сценария».
Позняк отмечает, что с течением времени увеличивается количество желающих остаться и уменьшается количество желающих вернуться.
«Все зависит от очень большого количества факторов. Единственное, что можно сказать наверняка, не вернутся те наши молодые женщины, которые найдут себе пару за границей. Для остальных категорий будет много разных факторов, которые повлияют на их решение: это и отношение к мигрантам в стране-реципиенте, и, что самое важное, это ситуация в Украине. Опросы показывают, что от того, какая будет ситуация в Украине, будет зависеть решение о возвращении», – говорит эксперт.
Только тогда, когда в Украине будут рабочие места, будет где жить и будет безопасно передвигаться от работы домой не через заминированные территории, тогда это будет стимулировать определенную часть наших вынужденных мигрантов вернуться домой, говорит Позняк.
«Мы не можем прямо сейчас стимулировать возвращение, но мы можем поддерживать связи с общественными организациями за рубежом, работодатели должны поддерживать связи со своими находящимися за рубежом сотрудниками, директора школ и учителя должны поддерживать связи с учениками, которые находятся за границей. Должно быть обеспечение постоянных связей между украинским государством и мигрантами, чтобы показывать им, что государство в них заинтересовано»,– говорит эксперт.
Валерия Шипуля